lasselanta (aeruphobia) wrote,
lasselanta
aeruphobia

Category:

мы всё испытали, товарищ и друг

Пугало
Scarecrow
1973, режиссер Джерри Шацберг


мелкие, ничтожные людишки.
и жизнь у них жалкая, и мечты приземленные.

один провел шесть лет в тюрьме, имеет небольшие сбережения в банке Питтсбурга и мечтает на них открыть автомойку. ему нужен честный работящий партнер, а так он волк-одиночка. под пальто на нем шесть или семь рубашек, и чем они ближе к телу, тем больше прорех. зовут Макс. Макса играет Джин Хэкмен. вполне уже опытный и успешный, на первый взгляд ничем не выделяется, но со временем его сдержанность обретает новые краски.

второй пять лет отслужил на флоте, и у него ближайшая цель - добраться до Детройта и узнать, кто у него родился пять лет назад: мальчик или девочка. все эти годы он отсылал ребенку деньги, а теперь везет в подарок коробку - белую с красной лентой, а в коробке лампа. после Детройта, так и быть - совместный бизнес. зовут Фрэнсис, но у Макса с этим именем какие-то проблемы, поэтому теперь он Леон. Фрэнсиса-Леона играет Аль Пачино. совсем еще молодой, одна из первых его ролей. трудно представить, какие амплуа ждут его впереди.


судьба сводит их на обочине шоссе. красивейший первый кадр, какие у меня обычно вызывают эстетский восторг: когда небо темнее земли. высвеченные вечерним солнцем желтые холмы. колючая проволока. через ограждение пробирается мужчина в пальто с чемоданчиком, подползает и перешагивает, а потом съезжает по откосу, не удерживается на ногах и выкатывается колобком на дорогу, сбив все пафосное величие природной красоты. за ним с интересом наблюдает с дерева второй, южного типа и помоложе, с подвижным носатым лицом и коробкой как будто от известных кокосовых конфеток.
у них одна цель на сегодня - поймать машину, и если второй всячески нацелен на взаимодействие, то первый явно видит в нем конкурента. но никто не спешит остановиться, и их сближение неминуемо, хотя бы в целях самосохранения.
так начинаются совместные дорожные приключения двух людей с обочины жизни. будущих партнеров шикарного бизнеса, ведь на каждую машину найдется грязи.

- ну и партнера я себе выбрал...
- это не ты, а я тебя выбрал.
- почему?
- ты мне последнюю спичку отдал. а еще ты меня насмешил.




простота Фрэнсиса порой граничит со слабоумием. сближение со старостой в тюрьме, куда партнеры попадают после скандала с полицией, не насторожило его ни на секунду. он простодушно красовался перед Максом, которого послали работать на свинарник, в то время как сам заполучил приглашение на легкий труд.
а Макс, который собственно сам это попадание в тюрьму и спровоцировал, терзается просчетом, грызет себя и отказывается общаться с Фрэнсисом, выдерживает это равнодушие вплоть до момента, когда партнеру требуется поддержка.



друзья гостят у сестры Макса и ее подруги. надо  выбрать подарки на прощанье.
- когда я зевну, отвлеки кассира!
Фрэнсис прыгает по торговому залу, взметая в воздух какие-то носки или галстуки, ходит колесом, мечется к выходу зигзагами.
- эй, я же просил отвлечь кассира, а не меня!



Макс - прагматик. все в его жизни подчинено плану, учтено и подсчитано, он раб своей идеи фикс. отклониться от намеченного курса его заставило только не очень ему понятное внезапное происшествие с другом.
Фрэнсис - лирик с философскими замашками. он вспоминает то закаты солнца в открытом море, то книжку, которую читал на корабле. грустный клоун с обезьяньей пластикой Квазимодо, он постоянно разыгрывает сам с собой смешные сценки.

каждый дает другому то, чего ему не хватает. каждый учится у другого. и эта совершенно случайная дружба поворачивает их судьбы вспять. жизненные ценности Макса оказываются немного в стороне от запланированного. а Фрэнсис, маниакально идущий намеченным курсом, и вовсе теряет ориентир.

несколько интересных женских образов.
сестра Макса - Коли. заботливая одинокая жанщина, оказавшись без поддержки брата, открывает собственное дело - торговлю барахлом со свалки. искренне рада Максу, знакомит с подругой.
подруга по имени Френчи невозможно женственна и кокетлива, моментально включает томные взгляды и виляющую походку. печет пирог, потому что Макс в тюрьме тосковал по домашним обедам. обед подгорает, потому что эти двое смотрят в глаза друг другу и забывают обо всем.

Энни, бывшая девушка Фрэнсиса. оставленная им, будучи беременной.[спойлер]невзрачная, обозленная, вышедшая замуж за их общего знакомого и открывшая с ним бизнес на высланные алименты. обида заставляет ее соврать бывшему парню, из-за чего все летит под откос. известие о крушении его цели вышибает Фрэнсиса из колеи так сильно, что он, скрыв его суть от друга, оказывается на грани смерти.

ну и всевозможные проститутки, которые сначала кривят морду при виде партнеров, но спустя время оказываются в койке Макса. в то время как Фрэнсис дурачится в одиночку, изображая, что манекен его схватил за нос, или в холодильнике к нему что-то примерзло и не отпускает.

смотреть этот фильм промозглой темноватой осенью неуютно. первый просмотр вообще не попал в настроение, дался тяжело, хотелось выключить и не возвращаться. road movie не самый любимый жанр, а тюремных эпизодов я предпочитаю избегать. и только во второй раз, смирившись с уже известной концовкой, я смотрела более обстоятельно, примечая всякие детали и вслушиваясь в диалоги. и поняла, что фильм по-своему очень хорош.
в нем не ощущаешь спекуляции на чувствах. все очень обыденно, буднично, слегка приправлено простеньким на первый взгляд юмором. концовка как бы оборвана, задав направление. можно логически достроить финал истории, а можно предположить, что что-нибудь пойдет не так, к добру или к худу...
но душу рвет в любом случае.

- ты думаешь, вороны боятся пугала?
- ну да, конечно.
- нет, они над ним смеются. и говорят: ребята, а этот фермер Джонс нас насмешил, он неплохой парень, не будем ему вредить.

в этом, собственно, основы философии Фрэнсиса, которой он делится с Максом, и небезуспешно.

с улыбкой узнаешь совершенно актуальные ныне утверждения:
- иногда полезно заниматься любовью для здоровья (Макс после ночки со шлюхой)
- вы что, этим детей кормите? - а что, натуральное, полезно для здоровья (семейка хиппи, подвезшая партнеров)

и забавные параллели с известными произведениями и историческими фактами:
танец-хоровод под руководством Фрэнсиса - меланхоличное феллиниевское шествие;
ответный стрип-танец Макса со сниманием рубашек - танец семи покрывал;
ну и не буду уточнять, что мне напомнил ботинок, которым Макс стучит по столу билетной кассы :)

скромные, лишние людишки с обочины.
а чувства-то - настоящие.

фильм просмотрен в рамках кинорулетки на тему: Победители Каннского кинофестиваля.
Tags: 1973, scarecrow, канны, кинематограф, кинораскопки, кинорулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →