lasselanta (aeruphobia) wrote,
lasselanta
aeruphobia

Category:

зачем ему нужна твоя душа?

Мастер
The Master
2012, режиссер Пол Томас Андерсон

Фредди Куэлл, вернувшийся с японского фронта Второй мировой, ищет свое место в жизни - примерно так написано во всех аннотациях. но впечатление несколько иное. его как будто бросает из стороны в сторону, потому что на войне, видимо, ему было все просто и понятно, а вот среди мирных обывателей он как белая ворона.

глядя на него, невозможно представить, что сейчас будет - кинется в объятия, дьявольски подмигнет или вдарит по лицу. несомненно способный на многое, он не очень умеет ладить с людьми и быть правильным членом общества. военная психотравма, от которой его пытаются лечить, как и всех, на своеобразном госпитальном конвейере, это лишь часть проблемы.

похоже, что мощные инстинкты сильной личности, не находящие применения, способны продуктивно проявиться только в неординарной обстановке и привлечь внимание необычных людей. его странная отрицательная харизма и умение смешивать одуряющие коктейли бросаются в глаза лидеру набирающей популярность тоталитарной секты Ланкастеру Додду (Филип Сеймур Хоффман).

Додд как бы повторяет то, что с Фредди делали психиатры, но выглядит это совершенно иначе.

если на тест Роршаха у Фредди были скучные ответы одуревшего от воздержания солдафона, то на проработки "Истоков" (отчасти имеется в виду сайентологическая церковь) он реагирует так мощно, что у Додда возникает желание приблизить Куэлла, а у его семьи - лишь подозрения и некоторое неприятие. стоит отметить, что жена Додда (Эми Адамс) выглядит серым кардиналом - она диктует мужу книгу, исподтишка внушает планы и опасения и как будто гипнотизирует своими ласками, оставаясь вне его поля зрения деловой и собранной даже в такие моменты. как она деловито полотенчиком руки вытирает, пока он кряхтит и стонет - говорящий эпизод.

у Фредди есть уголок души, в который не дано заглянуть никакому вождю или психологу. там таится чувство к бывшей школьнице, которая когда-то написала письмо моряку, и с которой он виделся один раз.

только здесь он как будто срывает маску, становясь добрым романтичным парнем с мечтой.
[намек на спойлер]крушение этой мечты одновременно с поставленным ребром вопросом доверия к нему внутри секты обрывает всю эту историю.


и концовка весьма занятная. смотришь и думаешь... то ли Куэлл, как выучивший новые трюки мальчишка, опробует их на доступной во всех смыслах аудитории. то ли это зреет новый глава нового культа, почище Додда и его "Истоков".


вся линия секты, вопреки ожиданиям, оказалась не слишком интересной - видимо, для меня ничего нового не нашлось. и сюжет не тот, чтоб переживать, порой кажется, что это не сюжет, а фрагмент биографии лишнего человека.
но странное слияние психопата и мессии в едином порыве получилось очень знаковое. и то, что семья Феникса состояла в деструктивной секте, возможно, добавило достоверности.

невероятный Феникс, харизматичный Хоффман, загадочная Адамс. озвучка Трибунцевым роли Феникса, думается, была подобрана очень тщательно. а вот говорок Екамасовой, приставленный к Эми, странно воспринимается - может, он просто похож на оригинал?

особо хочется отметить работу оператора и монтаж - все это вместе с использованием винтажной камеры и пленки дает совершенно особенное восприятие. музыка от Джонни Гринвуда (Radiohead) шедеврально дополняет всю эту картинку.
в целом фильм неоднозначный и непрямолинейный, с одного раза и без подготовки навряд ли можно все понять, а начало спугнет феечек прямо в первые же минуты. но уже одна работа Феникса делает его впечатляющим. остальные - фон. даже Хоффман - всего лишь второй план.
Tags: 2012, the master, кинематограф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments