lasselanta (aeruphobia) wrote,
lasselanta
aeruphobia

Category:

подозреваются все

Кровавая тень
Solamente nero
1978, режиссер Антонио Бидо

возможно, я сумела бы написать что-нибудь более искрометное, если бы я была знаток итальянского киножанра giallo.
мало того, что я не видела ни одного фильма, так я себе их иначе представляла. что-то мрачное, слегка трэшовое, сдобренное присутствием  маньяков, падших женщин и надрывной музыкой. но недорого :)
а выпал мне вполне добротный детектив, не чуждый светлой романтики, нежных улыбок и катания на катере мимо солнечной Венеции. но чтобы фильм не отлучили от жанра, имеются в наличии:
- зловещая женщина-медиум, собравшая вокруг себя самые порочные круги общества;
- священник под мрачными сводами церкви в неверном отблеске свечей;
- больная художница, рисующая многозначительные картины с мадонной на фоне жертвы;
и еще все то, что полагается для джалло. например, черные перчатки на руках, стискивающих горло. и голая женщина числом одна, как без нее?

итак, сама Венеция и небольшая деревня на острове поблизости - две основные локации фильма. главные герои знакомятся в поезде по дороге в Венецию, а увидев друг друга на теплоходике до деревни, понимают, что их главные совместные приключения впереди. впрочем, они даже не успели узнать имен друг друга, а вот нижнее белье девушки их успело немного сблизить, вывалившись из ее упавшего и раскрывшегося чемодана.

молодой профессор Стефано едет в гости к старшему брату-священнику Паоло. это его родные места. деревня, где все друг друга знают, но не все друг друга любят, явно не слишком приветливое местечко. когда-то в окрестностях была убита девушка, и убийство осталось нерасследованным. и сейчас здесь есть люди, которые огорчают священника, нарушая устои добродетели - вертят столы на спиритических сеансах, делают подпольные аборты, совращают малолетних детей.
так что безмятежного отдыха ожидать не приходится.

первая же ночь в гостях ознаменована происшедшим прямо под окнами спальни священника убийством. он не успел разглядеть обладателя черного плаща и традиционных черных перчаток, тем не менее получает уведомление: если он проговорится о том, что видел, ему не жить.

кстати, убита женщина-медиум, вокруг которой и группируются самые порочные деревенские жители.
к письму приложено семейное фото - сам святой отец, его мать и братик. естественно, что именно это особо взволновало братьев, и младший тут же втягивается в расследование.

а если учесть, что у Стефано бывают странные приступы, во время которых он видит одни и те же тревожные картины, то становится ясно, что расследование не будет ни легким, ни щадящим для его психики.

прогуливаясь по не слишком приветливой деревне и ловя на себе подозрительные взгляды, он встречает свою давешнюю попутчицу, и они наконец знакомятся. Сандра дизайнер, она декорирует помещения, для чего покупает антикварную мебель у жителей деревни. у нее есть мачеха-художница и квартира в Венеции.

у молодой пары быстро развиваются отношения, вполне безмятежные, если бы не следующее убийство - той самой мачехи Сандры, и Стефано получает новый импульс к детективной деятельности. но теперь у него есть напарница, с которой можно разделить и сбор улик, и постель. а кроме того, происходят новые убийства, и жертвами являются те самые недобродетельные деревенские жители, имеющие отношение к первой жертве. но при чем тут мачеха, понять трудно.

каким-то образом играет роль пропавшая картина, а вот как это связано с остальными убийствами? притом что каждое убийство сопровождается новым письмом для священника, и у этих писем есть некая особенность, дающая ключ к расследованию.

автор явно старается запутать зрителя - все убийства совершены по-разному, порой весьма изобретательно. сделать вывод, один убийца или несколько, довольно сложно, потому что эта цепочка явно неразрывна и вертится вокруг одних и тех же людей и событий.

возможно, это не очень типичный случай для джалло - сюжет вполне последователен, все очень логично, кровь ради крови как-то не замечена. но формальные признаки соблюдены. уже упомянутые перчатки плюс преследующая жертву камера от первого лица, и это лицо - убийца.

тут я, конечно, хотела поумничать про шутер :) но меня опередили. да и не раз, наверное. это сравнение напрашивается моментально, оно заложено в самом характере джалло.
другое дело, что герой шутера обычно и есть главный убийца, пусть и вынужденный, а вот в этом фильме порой бежишь-бежишь по узким венецианским улочкам в поисках жертвы с бластером наготове, и вдруг оказывается, что ты просто хочешь узнать, куда идет знакомая девушка.

возможно, фильм и малобюджетный. но сама Венеция с ее колышущимися отсветами воды на стенах представляет такой благодатный фон для создания тревожной атмосферы, что придраться сложно. добавим к этому ночные улицы и каналы, пустую темную церковь в мерцании свечей, квартиры, набитые антиквариатом и загадочными картинами...

музыкальное оформление фильма написано Стельвио Чиприани и исполнено прог-рок-группой Goblin. и мне оно не очень понравилось. такие красивые кадры - и простенький равнодушно дребезжащий синтезатор. единственное, с чем он справился - это некое участие в саспенсе, но так же прекрасно могла справиться запись учащающегося пульса, дыхания за спиной и догоняющих шагов.

уверена, что если наложить на этот видеоряд музыку посерьезнее, фильм очень выиграет. потому что он на самом деле очень красиво снят. не так, как снимают нынче - серьезной аппаратурой и с дорогими спецэффектами, а так, как можно снять кино с хорошим оператором, прекрасной натурой и тщательно выстроив каждый кадр. мне не удалось скачать фильм, и я думала обойтись без собственных скриншотов, но потом решила посмотреть онлайн еще раз и заодно "нащелкать кадров". я не буду говорить, сколько кадров я понарезала :) но вам немало достанется простите. там такие гармоничные виды, такие характерные лица, такие говорящие интерьеры, и композиция каждого кадра продумана от и до - ничего случайного и все очень знаковое.

надо сказать, что режиссер старательно разбросал по фильму все подсказки про убийцу. но это становится ясно уже в конце. а в процессе они выглядят просто интересными деталями, даже если будоражат зрителя навязчивыми повторами и внезапностью.

у фильма грандиозная концовка. этакий мощный аккорд из нагнетания опасности, нарастающего понимания сути происходящего и внезапного излечения амнезии.

к финалу тьма сгущается, дыхание за спиной учащается, ночные кладбища и падающие распятия заставляют трепетать оставшихся в живых героев, и даже набравший пафоса и торжественности приближающегося возмездия синтезатор усиленно имитирует оргазм орган.
все не просто раскрывается, но и последовательно раскладывается по полочкам, зло наконец-то наказано, можно выдохнуть... но от такого расклада как-то не становится легче, да и радоваться особо некому.

наверное, у меня нет сердца, или не тех поубивали, или просто жанр джалло не предназначен для сильного сопереживания - то есть я посмотрела это кино весьма хладнокровно, изредка вздрагивая в наиболее удачных моментах и жалея некоторых жестоко умерщвленных персонажей. тем не менее смотреть было нескучно, а крепко сколоченный детективный сюжет практически до конца хранил свои загадки.

очень хорошие актеры, особенно некоторые - второго плана. отец давно убитой девушки. акушерка, прячущая слабоумного сына. порочный граф с лицом ухоженного старого павиана. сложилось впечатление, что ни одно лицо не было выбрано случайно, и что кастинг был очень тщательным. из главных героев, пожалуй, самым ярким был священник в исполнении Крейга Хилла. влюбленную парочку сыграли Лино Каполиккьо и Стефания Казини, снявшиеся также в других фильмах этого жанра.

[еще картинок - много]
















фильм просмотрен в рамках кинорулетки на тему джалло, и это был довольно интересный новый опыт. возможно, мне даже относительно повезло с выбором фильма - судя по уже написанным отзывам, далеко не все образцы жанра понравились участникам.
Tags: 1978, giallo, solamente nero, джалло, кинематограф, кинораскопки, кинорулетка
Subscribe

  • Киноквиз №7 - итоги и ответы

    Киноквиз про публичные дома и тружениц интимного фронта закрыт, всем участникам большое спасибо! Все фильмы угаданы, правда, жаль, что подсказки…

  • Киноквиз № 7

    Игра закрыта, итоги и ответы здесь. Предлагаем всем любителям киноигр принять участие в комбинированном киноквизе. Этот формат уже опробован и…

  • императоры, заложницы, власть и любовь в эпоху перемен

    два красивых и драматичных фильма в декорациях древних государств - Рима и Китая. очень разные визуально и стилистически, оба хороши и заслуживают…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments