lasselanta (aeruphobia) wrote,
lasselanta
aeruphobia

со свастикой на плече, с торой в сердце

Фанатик
The Believer
2001, режиссер Генри Бин



- зачем тебе две синагоги?
- одна чтобы молиться, другая - чтобы не переступать ее порог.

вот тут, наверное, и сконцентрирована вся сущность этого фильма.
Дэниел всегда был против. когда в детстве вместе с соплеменниками он изучал иудейские постулаты, его всегда что-то не устраивало, он возражал и вчитывался в тексты, вынося свои выводы. когда уже взрослым парнем он посещает собрания неофашистов, он снова спорит и пытается изменить вектор приложения усилий. когда с соратниками идет взорвать синагогу, протестует против надругательства над святынями, но с трудом подбирает доводы, чтобы убедить сопартийцев. правда, священный свиток утащил домой и тайно подклеивал надорванные края.
в одном он почему-то не сомневается - что надо убить еврея. еврея, каким он и сам является - хотя публично и отрицает это.
правда, обоснование для убийства у него всякий раз другое, придумывает на ходу в зависимости от того, кому оно требуется. а может, просто меняет его в ходе своих новых измышлений.
ближе к концу фильма этот пункт его мировоззрения кристаллизуется в парадоксальную и вместе с тем банальную догму: евреям нужен враг, значит, давайте сделаем наоборот - станем им делать хорошо и этим сделаем им плохо. надо их обнять, пригласить в свой дом, и тогда они исчезнут. потому что вся история их - о том, как они становятся сильнее от усилий врагов.
только вот как воплотить это, если ты одновременно друг и враг еврея? еврей и антисемит? все, что ты задумаешь, обернется против тебя.

в фильме есть один эпизод. когда компания неонацистов устраивает дебош в кошерной столовой и попадает в полицию, для исправления их посылают к людям, которые могут поведать о зверствах против евреев во время второй мировой. старички и старушки рассказывают, как на их глазах мучили и убивали их близких. и грустные глаза Гослинга становятся гневными. и он вопрошает: а почему вы не сопротивлялись? вашего трехлетнего сына подняли на штык, а вы обливались его кровью и ничего не сделали?
и тут среди старичков находится один, чей голос из общего хора выделяется. он говорит: евреям был нужен Гитлер. он пришел наказать их, потому что они забыли Тору.
возможно, этот старичок и есть родственная душа нашему герою. человек, который всю жизнь борется с собой и с тем, что вложено в него воспитанием и верой. человек, которому предписано кощунствовать, чтобы заставить не просто принимать чьи-то постулаты, но и думать. и не очень важно, кто тут прав - важно, что ты мыслишь.
и неспроста услышанные от стариков эпизоды начинают преследовать героя наподобие кошмарных снов, в которых он то мучитель, то жертва.
не каждому по плечу - иметь свое отдельное мировоззрение.
что и доказано финалом фильма. впрочем, финал тоже неоднозначен - и я не уверена, что поняла, что здесь реальность и что символ. но фраза "зачем ты идешь наверх, там никого нету?" - она не так просто прозвучала. как и мотив жертвы, пронизывающий весь сюжет.

честно скажу, что вот такой жребий кинорулетки меня больше озадачил, чем порадовал. после парочки недавно просмотренных фильмов с Гослингом мне было интересно посмотреть на него в таком непростом и отличающемся от тех амплуа. но в темах, поднятых в фильме, я разбираюсь плохо, поэтому побаивалась что-то недопонять или неверно передать, а то и задеть чьи-нибудь чувства. но решила - будь что будет :)
и, конечно, кино оказалось глубже, чем я в состоянии поведать. в нем многое можно толковать по-разному. нельзя только сказать, что вера - это просто и правильно, что любые взгляды могут сосуществовать, не нанося никому вреда.
в общем, фильм произвел впечатление и заставил задуматься, причем с очередным переворачиванием привычной картины мира.
он не навязывает никакую точку зрения, он просто преподносит условие задачи без вопроса, что должно быть результатом.

в фильме есть персонаж Билли Зейна - с виду интеллигентный главарь неонацистской группировки с четкой программой, которая не выдерживает критики юного оппозиционера Дэнни.
есть его спутница - настоящая арийская особь без страха и упрека, дай ей волю - вся Америка задумается, не под эти ли знамена ей надо.
есть девушка (ее дочь), примкнувшая к фашистам, при этом решившая изучать иврит и Тору. и кто же берется ее учить, как не Дэниел? и учит так, что она сама идет в синагогу на службу, со всем прилежанием и смирением.
есть нацистски ориентированные благополучные граждане США, члены бизнес-элиты общества, которые выглядят чуть ли не большими экстремистами, чем Дэниел, потому что его интерес не коммерческий, а их - да.

Гослинг отлично передал двойственность и неприкаянность натуры своего героя.
вначале он вызывал стойкое отвращение, подобно Джеку Глисону в роли Джоффри. но таким однобоким он все-таки не остался. на фоне тех мерзких скинхедских поступков его герой никак не мог вызвать сочувствие. но постепенно раскрывается сущность человека, который сам себе враг и мучитель, и при всем при том честен с собой и даже с другими - насколько он может быть честен.
но не только это - он меняется, меняются его деяния, и зритель остается озадаченным, не понимая, как отнестись к Дэниелу - и как вообще после всего этого жить. мы-то привыкли помаленьку себя обманывать, так что - продолжать?

[немножко картинок]







фильм просмотрен в рамках кинорулетки на тему Победители Sundance.
Tags: 2001, sundance, the believer, кинематограф, кинорулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments