lasselanta (aeruphobia) wrote,
lasselanta
aeruphobia

Categories:

мне кажется, будто и музыка та же...

Белая графиня
The White Countess
2005
режиссер Джеймс Айвори



фильм, начавшийся под песню Вертинского, наложенную на виды Шанхая 1930-х годов, мог оказаться либо бальзамом на душу, либо одно из двух... то есть - жестоким разочарованием. но нет, он выдержал эту планку, заданную для меня привычным с детства голосом и любимой песней.

итак, в Шанхае проживает и еле-еле сводит концы с концами эмигрантская семья покойного русского графа Белинского. мать, тетка, сестра, вдова и дочь (если я верно всех пересчитала). все пытаются выдержать бонтон, одна только Софья старается заработать на семью мужа, но не находит другой работы, кроме как танцовщицей в ночном клубе. штопает платье, купленное на последние деньги, и приветлива с гостями, да и с персоналом - особенно такими же "бывшими", как она.



несмотря на всеобщее "фи", семейка мужа принимает это содержание, хотя Софья явно портит репутацию всех этих привыкших к высокому классу дам. впрочем, кому тут нужна их репутация... сосед с первого этажа - еврейский портной - ощущает себя более счастливым, чем Белинские этажом выше, потому что его прошлое страшнее, чем их настоящее. остается одна забота - надеяться, что девочку Катю мамина профессия не испортит.



тем временем один из гостей клуба, которому Софья как-то помогла избежать неприятностей, выигрывает на скачках и открывает клуб своей мечты. он потерял зрение и всю семью в результате несчастного случая и просит Софью стать доброй душой заведения, помочь ему стать привлекательным и уютным.


нет, это не то, что сразу приходит в голову. у них хорошие рабочие отношения - включающие взаимные уважение и благодарность. они на вы, и они договорились не расспрашивать друг друга о личном - у каждого есть свои болевые точки, и они берегут ощущение безмятежного и удобного сотрудничества.

правда, мир в этом месте долго не продержится. столь ценимая хозяином клуба аполитичная спокойная атмосфера будет нарушена военным конфликтом с Японией. а что семья? ей удалось воспользоваться старой дружбой с высокопоставленными лицами и добиться помощи для переселения в более безопасный и престижный Гонконг.



и вот тут концентрируется весь драматизм ситуации.
решить эту загадку - кому что делать и в каком порядке - не проще, чем перевезти на другой берег козла, волка и капусту, простите за приземленные ассоциации. потому что для новой жизни Софья слишком себя уронила. потому что Джексон дорожит ею, но не знает, насколько она способна принять помощь от незрячего. потому что нет ни времени, ни денег - все происходит сразу, Шанхай ощерился солдатскими штыками, над морем рвутся снаряды, здания горят, толпа способна затоптать.



в общем, я так испереживалась, что будет плохой конец, что заранее приготовила платочек.
и под конец у меня была идиотская улыбка.



наверное, потому что сценаристом оказался Исигуро (не все ж ему про обреченных писать). потому что Рэйф Файнс выдержал нужный градус, когда еще не начинаешь жалеть калеку, но преисполняешься к нему уважения и сочувствия. потому что Наташа Ричардсон такая красивая в этом фильме - наверное, в первый раз мне показалось, что эта роль идеальна для нее. потому что это чудесная пара, и у них такое прекрасное чувство.
кино вполне могло оказаться слащавой мелодрамой, но как-то не оказалось. как не оказываются приторными трогательные песни Вертинского. и кстати, спасибо авторам, что они эти песни использовали, но не попытались его ввести в сюжет. там есть певец в его гриме, поющий его песни, но он его явно не имитирует - хотя поет по-русски чисто и без акцента (нашла, вокал - Pierre Seznec, в некоторых источниках Оболенский). наверное, тогда и такие подражатели были - хотя сам Вертинский вполне мог оказаться в таком клубе, был в его жизни шанхайский эпизод.
кстати, тут Редгрейвов целая семья играет (кроме Джоэли). Ванесса к старости стала вылитый Евтушенко. и роль у нее - мы такие в белом пальто, мы заслуживаем лучшего.
так жаль, что Наташи больше нет. одна из последних ролей, и такая гармоничная.
атмосфера фильма, ощущение "мы для них чужие навсегда" выведены так тонко, что остаются в сердце надолго.

также здесь
Tags: 2005, the white countess, исигуро, кинематограф
Subscribe

  • Киноквиз №7 - итоги и ответы

    Киноквиз про публичные дома и тружениц интимного фронта закрыт, всем участникам большое спасибо! Все фильмы угаданы, правда, жаль, что подсказки…

  • Киноквиз № 7

    Игра закрыта, итоги и ответы здесь. Предлагаем всем любителям киноигр принять участие в комбинированном киноквизе. Этот формат уже опробован и…

  • императоры, заложницы, власть и любовь в эпоху перемен

    два красивых и драматичных фильма в декорациях древних государств - Рима и Китая. очень разные визуально и стилистически, оба хороши и заслуживают…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Киноквиз №7 - итоги и ответы

    Киноквиз про публичные дома и тружениц интимного фронта закрыт, всем участникам большое спасибо! Все фильмы угаданы, правда, жаль, что подсказки…

  • Киноквиз № 7

    Игра закрыта, итоги и ответы здесь. Предлагаем всем любителям киноигр принять участие в комбинированном киноквизе. Этот формат уже опробован и…

  • императоры, заложницы, власть и любовь в эпоху перемен

    два красивых и драматичных фильма в декорациях древних государств - Рима и Китая. очень разные визуально и стилистически, оба хороши и заслуживают…