lasselanta (aeruphobia) wrote,
lasselanta
aeruphobia

Categories:

а где-то качается лодка на темных волнах и стучат топоры

что-то у меня утки фильмы все парами, как с волной волна :)
на этот раз - две самые популярные британские легенды. местами переплетающиеся, но только не в данных образцах, если не считать, что у короля Артура был темнокожий друг по имени Тристан.

Тристан и Изольда
Tristan + Isolde
2006, режиссер Кевин Рейнольдс

меня всегда интриговала эта легенда. это не просто история о трагической любви. здесь много моментов, которые делают ее особенной.

- когда Тристан добровольно вступает в поединок за невесту для своего доброго покровителя, а невеста оказывается любимой девушкой Тристана.
- когда муж Изольды осознает, что его жена любит другого, но пытается не осудить, а понять влюбленных.
это проявления нечастой для средневекового творчества человечности, осложненной чувствами - долга, любви, вины.

поэтому я специально нашла этот фильм. он неплохо сделан, но история в нем выглядит немного неканонично (если судить по самому внятному и популярному источнику - роману Жозефа Бедье). вот что мне бросилось в глаза, в основном по части развития отношений, потому что военные конфликты для меня вечно остаются недопонятыми и запутанными.
- когда Тристан вез Изольду к Марку, в легенде фигурировал некий любовный напиток, который был предназначен, чтобы Изольда и Марк полюбили друг друга (а то вдруг не получится). напиток по незнанию Бранжьена налила страдающим от жажды Тристану и Изольде, а те выпили, ничего об этом не ведая. это как бы снимало вину с влюбленных - согрешили они именно на корабле и не совсем осознанно.
в фильме же они стали близки еще до поездки, когда не знали ничего друг о друге.
Бранжьена также была наперсницей и помощницей, но в легенде она чувствовала себя виноватой в измене и потому согласилась пойти к Марку вместо Изольды, чтобы тот не усомнился в девственности невесты. стало быть, Бранжьена была достаточно молода, чтобы номер удался. в фильме же она слегка потрепанная жизнью особа, похожая на постаревшую Арью.

- в фильме довольно подробно показали предысторию, как Тристан стал воспитанником короля Марка и как Марк, защищая его, потерял руку. не помню такого - возможно, сценаристу понадобился этот ход, чтобы Марку удобнее было попрекать Тристана-изменника. а примерно половина сюжета - после того как Марк узнает об адюльтере - практически сведена к нескольким сценам.
Тристан не уехал, не скитался, не совершал подвиги в иных землях, не женился на Изольде Белорукой. вместо этого он вернулся в замок Марка и помог ему в борьбе с напавшим на него королем Дончадом, отцом Изольды. за что и поплатился жизнью - впрочем, предательство в этом сыграло немалую роль. Изольда также никуда не делась, то есть долгой разлуки у них не случилось.
- в итоге не понадобились никакие черные паруса, хотя в фильме они при других обстоятельствах упоминаются. но могила Тристана и две ивы (вместо терновника) как символ вечной любви - в наличии.
также никакого Горвенала я не заметила (следовательно, Бранжьена так и осталась незамужней), зато у Марка были наряду с Тристаном другие воспитанники и претенденты на наследство (но выжили не все).
- еще я не заметила, чтобы Тристана кто-то винил в смерти Морхольда (того, об кого он меч сломал), наоборот, это упоминалось даже королем убитого как отличительный признак - да, тот самый Тристан, и не более.

несмотря на вольную трактовку сюжета, фильм романтичный, трогательный, зрелищный.
в конце концов, легенда есть легенда, у нее может быть множество версий.
в фильме очень симпатичные, вызывающие сопереживание герои. Изольда - София Майлз - нежная и любящая, Тристан - Джеймс Франко - самоотверженный и безрассудный.
очень красивые британские пейзажи - скалы, хмурое небо, бурное море.
прекрасна сцена традиционных похорон - с лодками и зажженными стрелами.

а кому надо драк, стрел, мечей, штурмов крепостей и убийств - их есть в количестве. неспокойно было на британских островах, все время что-то поделить не могли. о чем собственно и фильм - о том, как пытались объединить разрозненное население британских и соседних территорий для защиты от агрессивных соседей. а браки, с помощью которых это иногда удавалось, не всегда были удачными.
тем удивительнее король Марк. в исполнении Руфуса Сьюэлла он очень лаконичен и при этом выразителен. одним взглядом на любимую беспутную жену он может выразить и сожаление, и прощение, и надежду. видимо, в этом варианте какая-никакая совместная жизнь у них еще впереди.


Меч короля Артура
King Arthur: Legend of the Sword
2017, режиссер Гай Ричи

первые минут десять тупо втыкала в экран, глядя на чудо-мамонтов с домиками на спине, на падающих в пропасть воинов, на мужчин, закалывающих кинжалами своих возлюбленных и особенно на мальчика в меховой шубке с капюшоном, уплывающего в лодке от всего этого безобразия.

а потом пошли титры, и не без помощи википедии я осознала, что это была предыстория фильма, рассказывающая, как развязалась война, как власть захватил подлый Вортигонт Вортигерн, для успеха принесший жертвы злым божествам, и как от его коварства успел сделать ноги будущий великий король Артур с красными щеками и заплаканными глазенками.
Артуром его собственно назвали проститутки, подобравшие мальчонку в лодке во время стирки. в их умелых руках он и вырос крепким драчуном, но с дурными манерами и весьма нахальным, к тому же набриолиненным, как турецкий аниматор.

когда проститутку, которую Артур привык считать матерью, обидели проезжие викинги, Артур нарывается на драку и вследствие этого попадается на глаза своему дядюшке, королю Вортигерну. у того одна проблема - со дна озера явился воткнутый в камень меч... ну вы поняли. и теперь Вортигерн прогоняет население по одному через испытание мечом, чтобы выявить соперника и что-нибудь с ним сделать, чтоб не мешался.

Ричи, наверное, планировал сразить зрителя зрелищностью и искрометным юмором. первое, на мой взгляд, вполне удалось, смотреть на это все занятно. если привыкнуть к рваной клиповой стилистике и вовремя справляться в справочных изданиях, что автор имел в виду и кто кому кем приходится. а вот с юмором как-то, видимо, не совсем в моем вкусе. одна из шуток в конце фильма явно придумана нашими переводчиками - когда победивший Артур построил круглый стол, кто-то сказал "Это стол, за ним сидят". прочее - скорее ерничанье с целью снизить градус пафоса, с которым Джуд Лоу (Вортигерн) как-то справляется, а остальным он мало подходит.

в общем, к легенде приделаны очень оригинальные варианты прочтения. вместо Мерлина (который есть, но где-то за кадром) Артуру помогает овладеть мечом и новой ипостасью некая девушка-маг. сначала на нее смотреть интересно, а потом скучно - она всегда одинаково закатывает глаза и делает что-нибудь, чтобы стало понятно, что Артур (Чарли Ханнэм) - никчемный статист, а вот она тут за все отвечает.

для привлечения внимания в фильм встроены Петир Мизинец Бейлиш и Русе Болтон, без этого теперь никак.
магии, я б сказала, переизбыток. мне кажется, при правильном подходе она должна немного помогать в безвыходных ситуациях, а тут она подменяет собой важные человеческие качества, в итоге Артур порой предстает истеричкой, которая не в силах взять на себя никакой ответственности, швыряется чудо-мечом, и только волшебники способны вправить ему мозги, чтоб не отрекался от спасения державы. вероятно, так нам показывают, что и легендарный герой прежде всего просто человек... но привычно считать героя особенным.
ах да, вот еще после просмотра хватилась, что где-то там был Бекхэм, а я забыла его приметить. загуглила и поняла, что это тот парень, которого я иногда путала с Артуром. не потому что похожи (герою Бекхэма приделали огромный нос и обожженный висок), а потому что у них одна банка бриолина на двоих.


подытоживая, отмечу, что более скромная по масштабам и затратам экранизированная легенда о Тристане и Изольде для меня оказалась более гармоничной и удачной. видимо, я все-таки романтическая натура :) хотя я и не отказалась бы посмотреть запланированное продолжение артурианы, но видимо, его не будет.
возможно, сравнивать эти фильмы не слишком корректно. слишком разная стилистика. но пусть будет вот так, раз уж я их подряд посмотрела.
Tags: 2014, 2017, king arthur: legend of the sword, tristan+isolde, кинематограф, легенды, экранизации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments