lasselanta (aeruphobia) wrote,
lasselanta
aeruphobia

снова тени ожили

Параноик
Paranoiac
1963, режиссер Фредди Фрэнсис

все неладно в доме Эшби.
с виду почтенная семейка, небедная, дом хороший, в церковь исправно ходят. как раз и фильм начинается с поминальной службы - 11 лет назад погибли в катастрофе муж и жена, 8 лет назад покончил с жизнью  их сын, остались тетя и ее воспитанники - дочь и еще один сын покойной четы.
что бы вы испытали, если бы воочию увидели человека, которому неподалеку могильный камень поставлен? вот и Элеанор тоже в обморок упала.

ее деловито, без удивления подняли и оттранспортировали домой в кровать, даже не спросив сразу, что случилось. понятно же - она давно не в себе, к ней и сиделка приставлена. а лишилась она сознания потому, что в дверном проеме церкви увидела покойного брата Тони. кстати, тело Тони тогда так и не нашли, а нашли записку у обрыва, что дальше он жить не может и решил утопиться. поэтому стопроцентной уверенности в его смерти нет.

мало-помалу нас знакомят с укладом семьи. Элеанор ведет полупостельный образ жизни, опекаемая эффектной французской санитаркой. брат Саймон пьет, играет на органе и имеет в постели ту же санитарку. тетя сквозь пальцы на все это поглядывает, лишь бы не было хуже.
но через три недели Саймон должен получить наследство, и ему было бы гораздо приятнее, если бы это наследство не пришлось ни с кем делить. поэтому сестру выгодно признать невменяемой. к тому же адвокатская контора, ведущая дела семьи, явно злоупотребляет полномочиями, и когда Саймону не хватает на бренди, он помаленьку шантажирует эту самую контору.

становится ясно, что во всей этой круговерти единственный человек, который никого не обманывает, никого не хочет устранить, ничего не скрывает и ни за кого себя не выдает - это Элеанор. и так ли уж она не в себе, или кто-то ей успешно помогает? и вот этот братец Тони, который то появляется в ее поле зрения, то исчезает без следа - фантом или живой человек?

что живой, становится понятно, когда Элеанор решает пресечь свои мучения и повторить поступок брата Тони. а Тони тут как тут - спасает сестру.
но это на самом деле брат -  или подлог? настал подходящий момент для предъявления Тони семье, и мнения разделяются. безоговорочно верит ему одна сестра, другие в шоке и пытаются подловить на незнании каких-то семейных подробностей.

и тут, надо сказать, авторы фильма успешно делают все, чтобы и зритель помучился - Тони настоящий или фальшивый. даже когда вторая версия так явно подтверждается им самим. и мы до последнего не можем решить, в чем он врет.

все, что происходит - а происходит много чего, в том числе смертельно опасного и трагичного - сложно трактовать как случайное стечение обстоятельств, понятно, что это преступный умысел, но кто на самом деле за ним стоит и кто с кем в сговоре, раскрывается не сразу. и не сразу становится понятно, у кого тут больше всего едет крыша.


[финал]поэтому концовка довольно эффектная. все самое лучшее в жанре - заброшенная часовня, орган, таинственный человек в маске, мумия, пожар.



сказать, чтоб было страшно, не могу. но попереживать пришлось. классические пугалки тут применены очень изящно. да и вообще все сделано очень аккуратно, почти логично, этак классичненько. можно наблюдать истоки многих приемов, получивших популярность в более поздних воплощениях хоррора и психологических триллеров. да и сходства с другими фильмами тех же лет в похожих жанрах достаточно.

в прошлых рулетках мне частенько попадались либо не совсем типичные представители направлений, либо более качественные на общем фоне образцы жанра. так и тут - среди множества хаммеровских дракул и франкенштейнов мне выпал очень добротный, хорошо снятый и сыгранный психологический триллер, держащий интригу и напряжение до последней минуты.
фильм снят по мотивам романа Джозефин Тей "Мистификация". детали изменены, но ключевые перипетии в целом сохранены.

когда мне кажется, что в сети недостаточно кадров, передающих стилистику картины, я делаю свои сто несколько скриншотов. за этим занятием часто понимаю, насколько создатели фильма поработали над тем, чтобы каждый кадр был красиво выстроен и максимально выразителен. этот фильм - в том числе.
все эти лица, то равнодушные, то эмоциональные. интерьеры, в которых каждая деталь на месте. актеры, идеально подобранные, с выразительной мимикой - классическая школа, близкая к театральной.
[кастинг]и бОльшую половину успеха я готова отдать исполнителю роли Саймона (Оливер Рид). его лицо отражает ровно столько, сколько нужно. эмоции сменяют друг друга так естественно, как облака меняют небо в переменчивую погоду. все, что он делает, на редкость убедительно.


остальные, как бы они ни были хороши - на его фоне статисты.
правда, очень выделяется тетушка Харриет (Шила Баррелл) с демоническим взглядом.

эпична кукольная санитарка Франсуаз (Лилиан Брусс), старающаяся держать лицо и не выдать истинных целей.

бедняжка Элеанор (Джанетт Скотт), которая выглядит юной, когда счастлива, и пожившей усталой женщиной, когда все плохо.

"воскресший" Тони (Александр Давион), мечущийся между оговоренной ролью и возникшим чувством.


и все вместе они составляют удачный ансамбль, сыгравший очень даже неплохое кино.


кино просмотрено в рамках кинорулетки - фильмы студии "Хаммер".
Tags: 1963, hammer, paranoiac, кинематограф, кинораскопки, кинорулетка, экранизации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments